МВК Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева–КАИ
 
Кафедра газотурбинных и паротурбинных установок и двигателей
ПоискНа главную

О кафедре

Кафедра газотурбинных, паротурбинных установок и двигателей (ГПТУиД) получила свое название в 2006 г. в результате решения Ученого совета КГТУ(КАИ) им. А.Н. Туполева о переименовании ранее существующей в университете кафедры «Турбомашины».

Кафедра «Турбомашины» была создана весной 1947 года в КАИ по инициативе и  непосредственном участии доктора технических наук, профессора   Георгия  Сергеевича  Жирицкого  (1893 – 1966 г.г.) – известного советского ученого-теплотехника, крупного специалиста в области теплотехники, паро- и турбостроения. Эту кафедру профессор Г.С. Жирицкий (рис. 1) бессменно возглавлял в течение 18 лет, до 1965 года.

Рис. 1. Жирицкий Георгий Сергеевич

Несмотря   на  то,  что  становление кафедры происходило по существу на пустом месте (не было ни учебных планов по дисциплинам кафедры, ни подготовленных педагогических кадров, ни лаборатории), опыт крупного ученого сделал свое дело. Взяв себе в помощь вчерашних выпускников КАИ, щедро передавая им свои богатые знания, не считаясь со временем, профессор Г. С. Жирицкий добился того, что уже через год после основания кафедра турбомашин обрела свое лицо и начала нормальный учебный процесс. С 1947/48 учебного года началось курсовое проектирование по дисциплинам кафедры. Именно в организации и постановке проектирования закладывались основы высокого качества подготовки инженера по двигателям летательных аппаратов. Георгий Сергеевич не уставал повторять: «Без серьезного, с высокой требовательностью, проектирования не может быть авиационного инженера».

 

Параллельно с налаживанием учебного процесса создавалась лаборатория,  готовилась  учебная литература. В 1948 году в Госэнергоиздате вышла в свет монография Г. С. Жирицкого «Газовые турбины». В этой книге впервые был изложен систематический курс газовых турбин, включающий наряду с термо-газодинамикой турбин их конструкцию и расчеты на прочность специфических деталей турбин (лопаток, дисков и др.). В дальнейшем эта книга совместно с учениками Г.С. Жирицкого (В.И. Локаем, В.А. Стрункиным  и  М.К. Максутовой) была дополнена и переиздана несколько раз  в виде учебника «Газовые турбины двигателей летательных аппаратов».

С первых же дней основания кафедры началась и научно-исследовательская работа. Основное направление научных исследований под   руководством  Г. С. Жирицкого – исследование систем охлаждения рабочих лопаток авиационных газовых турбин. О дальновидности профессора Г. С. Жирицкого в выборе научной проблемы свидетельствует тот факт,  что  это  научное  направление  не утратило своей значимости и в настоящее время. По этой тематике учеником профессора Г. С. Жирицкого В. И. Локаем в 1950 году была защищена кандидатская, а в 1969 году докторская диссертация.

За  время  работы  в  Казанском   авиационном    институте Г.С. Жирицким   подготовлено   14   кандидатов   технических   наук. Четверо учеников профессора Г.С. Жирицкого позже  защитили докторские диссертации (В.И. Локай, А.П. Тунаков, М.К. Максутова, Л.В. Горюнов). Тем самым профессор Г. С. Жирицкий не только заложил основы высшего авиационного инженерного образования по турбомашинам, но и передал эстафету в руки молодых, подготовленных им педагогов. Среди учеников профессора Г.С.Жирицкого есть академики, профессора, большое число доцентов, кандидатов наук, крупных инженеров.

За  заслуги в области науки, в области подготовки инженерных и научных  кадров,  за  плодотворную тесную связь с промышленностью в 1953 г. Г. С. Жирицкому присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки  и  техники   ТАССР,  в  1961 г.  он  награжден  орденом  Ленина,  а  в 1963 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

После кончины Г. С. Жирицкого в 1966 г. кафедру турбомашин возглавил его ученик Виктор Иосифович Локай (1920 – 1997 г.г). Под руководством В.И. Локая (рис. 2) на кафедре и в научно-исследовательской лаборатории сформировалось  научное направление в области исследования   эффективности    воздушного  охлаждения  и  рабочих  процессов  в высокотемпературных   газовых  турбинах.  Можно сказать, им создана одна из основных школ «охлажденцев», признанная в стране. Разработанные им и его учениками на базе большого  объема  исследований  методы расчета апробированы   в  практике проектирования охлаждаемых высокотемпературных газовых турбин. Результаты исследований получили широкое научное и практическое признание специалистов и вошли в ряд учебников, монографий, руководящих указаний.

Рис. 2. Локай Викторо Иосифович

В.И. Локаем   выполнено  более 250 научных работ, 30 изобретений, изданы монографии, учебно-методические пособия и учебники для вузов.

Профессор В.И. Локай постоянно заботился о подготовке научных кадров. Под научным руководством В.И. Локая защищено 26 кандидатских и 3 докторских диссертаций (Е.Н. Богомолов, А.В. Щукин, В.А. Трушин). Ученики В.И. Локая успешно работают как в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева, так и в других вузах, научно-исследовательских и проектных организациях страны.

С самого основания кафедра турбомашин регулярно выполняла научно-исследовательские и проектные работы для различных предприятий промышленности, проводила консультации, заключала инициативные договоры творческого   сотрудничества,   хозяйственные  договоры,  вела  работы  по координационным планам АН СССР с ОКБ и лабораториями по различным вопросам газотурбостроения.

Советское правительство высоко оценило заслуги Виктора Иосифовича. В 1972 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель  науки  и  техники  ТАССР», а в 1978 г. – «Заслуженный деятель науки и техники  РСФСР».  Он  награжден  орденами «Октябрьской революции», «Знак Почета»,   медалью  «За  доблестный  труд  в  Великой  Отечественной  войне 1941–1945 г.г.».

В  1991 г.  кафедру турбомашин  возглавил  доцент  Лев Васильевич Горюнов  (рис. 3)  –  один  из  последних  аспирантов  профессора  Г. С. Жирицкого. Горюнов Л. В., 1937 г.  рождения, окончил  в 1960 г.  Казанский  авиационный институт по специальности: «Авиационные двигатели». Кандидат технических наук с 1970 г.,  доцент с 1975 г., доктор технических наук с 1995 г., профессор с 1994 г., академик Международной академии информатизации  с  2003 г.,  член   Американского  общества инженеров SAE с 2005 г., заведует кафедрой   ГПТУиД   по   настоящее   время.

Рис. 3. Горюнов Лев Васильевич

Тема     кандидатской    диссертации, которую    Л.В. Горюнову  предложил   профессор  Г. С. Жирицкий,  была  посвящена исследованию триботехнических характеристик гидростатических  опор  турбогенератора   космической  энергостанции   для  организации  ОКБ  «Заря»  г. Москва.  Выбор  данной  темы  показывает,  что  профессор Г. С. Жирицкий  понимал  необходимость  совершенствования  опорных  узлов  быстроходных  турбомашин  и  энергетических машин. Успешно защищенная кандидатская диссертация Л.В. Горюнова, к сожалению после кончины Г.С. Жирицкого, заложила основу научному направлению по исследованию триботехнических систем энергетических установок. Развитие этого направления нашло свое отражение в материалах  докторской  диссертации Л.В. Горюнова. Таким образом, на кафедре турбомашин была создана научная школа под руководством профессора Л.В. Горюнова по исследованию триботехнических систем роторов авиационных ГТД, стационарных энергоустановок и малоразмерных турбокомпрессоров системы наддува дизельных двигателей. Основной упор был сделан на исследование подшипников качения и скольжения. По данной тематике Л.В. Горюновым с соавторами опубликовано 120 работ, в том числе 19 изобретений и патентов. В 1998 годы вышла из печати монография, соавтором которой является профессор Л.В. Горюнов под названием «Исследование вибрационных характеристик деталей и узлов двигателей методов голографической интерферометрии при их диагностике».  Под его руководством подготовлено 8 кандидатов технических наук.

 

Существенным  толчком  в  изучении  студентами  вопросов трибологии и триботехники в КГТУ им. А.Н. Туполева стало внесение в учебный план специализации 1302.06 «Наземное применение авиационных двигателей и энергетических установок» специального курса «Триботехнические системы энергетических установок», разработанного профессором Л.В. Горюновым. Увеличить число лекционных  и  лабораторных  занятий  по данному курсу удалось после открытия в 2001 г. и аттестации в 2006 г. специальности 140503 «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» в КГТУ им. А.Н. Туполева. Основная заслуга по решению данного вопроса принадлежит профессору Л.В. Горюнову. В настоящее время курс «Триботехнические системы энергетических установок» на кафедре ГПТУиД читает доцент В.В. Такмовцев.

Профессор Л.В. Горюнов является научным руководителем  проблемной лаборатории турбомашин и научно-исследовательской лаборатории НИЧ, научным   руководителем  по  высшему  образованию Академии Наук РТ,  хозяйственных договоров с ОАО КМПО, ОАО КПП «Авиамотор», с ОАО «КАМАЗ» и другими  предприятиями. Организатор совместной с КФ НИИД базовой  отраслевой   лаборатории  технологических  комплексов  лазерной голографической интерферометрии. С 1984-1989 годов был председателем двух специализированных советов. В этот период защищено более 100 кандидатских диссертаций.

Профессор Л.В. Горюнов выступал с докладами на 40 научно-технических конференциях международного и Всероссийского уровня, в том числе на XIII, XIV и  XV научных чтениях по космонавтике, проводимых АН СССР,  в  1991 г. сделал доклад на первой Российско-Китайской международной   конференции  «Аэрокосмические  двигатели и силовые установки» (г. Пекин, Пекинский аэрокосмический университет).

Награжден: нагрудным знаком «Отличник социалистического соревнования» Минавиапрома СССР – 1979 г.; почетной грамотой Татарского обкома КПСС и Совета Министров ТАССР – 1985 г.; медалями «За трудовую доблесть» — 1986 г. и «Ветеран труда» — 1990 г. В 1998 г. Л.В. Горюнову  присвоено звание «Ветеран труда», в 1999 г. – звание «Заслуженный деятель науки и техники Республики Татарстан».

 

КНИТУ-КАИ